Дорогие читатели и читательницы моего блога! Селям вам и просто здравствуйте!
Сходил в прошлую пятницу на мировую премьеру турецкого фильма Айла дочь войны, которая турками выдвинута на престижную, невзирая на регулярные причуды, премию "Оскар-2018".
Для тех, кто про "Айлу" не знает (а таких среди наших соотечественников, по-видимому, большинство) - фильм этот основан на реальных событиях из жизни старшины Сулеймана Дильбирлика. В его молодой ипостаси снялся Исмаил Хаджиоглу, а в пожилой - Четин Текиндор.
Нить повествования в общих чертах следующая: турецкий солдат, отправившийся выполнять "интернациональный долг" по зову "партии и НАТО" на Корейскую войну (1950-53 гг) взял под свою опеку спасенную им местную девчушку (Ким Соль - в детстве, Ли Гён Джин - в "возрасте"), оставшуюся сиротой, нарёк её Айлой и так они друг к другу прикипели, что не пожелали расставаться даже после того, как военная кампания была закончена.
А расстаться им, ввиду "обстоятельств непреодолимой силы", пришлось на долгие годы. Старшина, оттрубивший в Корее по полной и даже пару раз сверхсрочником, вернулся домой, а "дочь турецкого полка" отдали в приют для сирот. Впрочем, слава Богу, в южно-, а не северокорейский... Да и не в детдом какой...
Солдат, дав Айле слово её не бросать, в конце концов слово свое сдержал. Правда, выполнение обещания заняло не один год, но на то он и мужик, чтобы приводить обещанное в исполнение, невзирая на срок давности и жизненные трудности. Вот такое "Жди меня с Игорем Квашой", но на турецкий манер.
Про Айлу теперь знает вся Турция, даже та её часть, что на фильме ещё не побывала.
Просто потому, что официальный трейлер в сжатом виде весь фильм пересказывает, не боясь раскрыть хитро запутанных сюжетных ходов. Которых нет и быть не может по определению, просто в силу того, что фильм основан на реальных событиях. А реальность - как правило, куца на внешнеё убранство, зато богата на эмоциональную начинку...
Фильм после премьерного показа уже вызвал массу положительных отзывов, один из которых написал мой добрый друг, журналист и обозреватель Хакан Аксай. И я готов подписаться под каждым его словом о том, что Айла дочь войны - не про Корейскую войну, не про героизм на полях сражений, а про то, как можно и нужно оставаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах. Ну и про то, что любовь и преданность - это то, что делает нас людьми, и они не признают ни географических расстояний, ни временных границ.
Не буду мелочиться и придираться к звероподобному внешнему виду и образу действий северокорейских коммунистов, местами смахивающих в своих лохмотьях на зомби Стивена Кинга. Что особенно заметно на контрасте с бравыми солдатами западной коалиции, ведомыми не по возрасту белозубым братом "красотки Джулии" - Эриком Робертсом.
Но, может быть, именно это и стало первым "не верю", о которое я буквально с самого начала фильма споткнулся и которое меня сильно отвлекло от отношений между турецким солдатом и корейской девочкой. Встретившихся в обстоятельствах братоубийственной гражданской войны, где абсолютно правых нет, равно как ни у кого нет роскоши выглядеть "бравыми молодцами". Тем более, у пришлых чужаков в этой войне, какой бы национальности они ни были и откуда бы ни приехали.
В этом смысле, на мой скромный взгляд, создатели фильма не удержались на тонкой грани беспристрастности и равноудалённости от соблазна чуть подыграть одной из сторон, тем самым лишив фон фильма необходимой смысловой глубины о бессмысленности любой войны. Простите за тавтологию...
Хотя, вряд ли, турецкий зритель, воспитанный во вполне понятном культурно-историческом контексте, уловит в показанном диссонанс. Многие из них после сеанса вставали со своих мест, вытирая слёзы.
А мне же для того, чтобы растрогаться, "не хватило", хотя умом я всё прекрасно понимаю, да и ребёнок на экране может растрогать кого угодно, даже эмоционального "чурбана" - "московского гяура".
Готов ли я рекомендовать фильм к просмотру? - Да, готов. Если спросят.
А если не спросят, подталкивать никого в спину словами "обязательно сходите" не буду. Так, как я это делал не так давно в отношении одной, меня зацепившей, театральной постановки.
Засим прощаюсь с вами и желаю всем хорошего дня и настроения!
P.S.
Выходя с сеанса, моя турецкая знакомая поинтересовалась, имеет ли шансы, на мой взгляд, фильм Айла дочь войны получить позолоченную статуэтку американских киноакадемиков?
Человек, лишенный восточной деликатности, я ей сразу рубанул, что при таком сценарии заслужить благожелательность американских киноакадемиков шансов нет.
Во-первых, Айла - азиатка, лучше бы она была чернокожей.
Кроме того, её усыновил турецкий гетеросексуальный солдат. Выигрышней смотрелась бы гомосексуальная пара военнослужащих, допустим, американского и турецкого, нашедших друг друга на полях корейских сражений под пулями злобных коммунистов с Севера, злостно нарушающих у себя права сексуальных меньшинств и уже задумывающих попрать будущий режим нераспространения ядерного оружия.
Очень актуальным здесь оказался бы небольшой спин-офф в сторону наших дней и Ким Чен Ына - мол, зверства северокорейских "фанатиков-коммунистов" продолжаются и битва "добра со злом" ещё далека от своего логического завершения.
А если серьёзно, то Оскар - премия конъюнктурная и иногда диву даёшься каким иностранным фильмам она даётся. Мода на Китай? - Пожалуйста, в 2000-м году "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" (или наоборот, все время путаю, кто таится, кто крадется :) ), пустой как барабан, получает статуэтку.
И понятно, что Турция сейчас на Западе - не в тренде и никакие художественные достоинства фильма ситуацию эту не изменят. Так что, всем своим знакомым туркам я сразу предлагаю не морочить себе голову. Премии - это всё пустое и приходящее... Жизнеспособность произведения подтверждается лишь временем, а зрительское признание и есть, сама по себе, высшая награда. В Турции Айла его, вне всяких сомнений, получит. А за пределами страны - поживем-увидим...